Удмурское время
01:53
Понедельник, 22 Июля
Курсы валют
сегоднязавтра
96.04 96.04
88.02 88.02

Украина: кадровый голод нарастает

12:1015.07.2024 16+ 235 18+

Марина Харькова, журналист, Донецк

Катастрофический кадровый голод накрыл Украину, ударив по всем секторам промышленности, производства и бизнеса. По данным недавнего опроса, проведенного Минэкономики, дефицит квалифицированного персонала стал главной проблемой бизнеса. 74% респондентов-работодателей указали, что испытывают дефицит кадров. При этом осенью 2023 года на нехватку квалифицированных работников жаловались только 55% компаний. Ключевыми причинами предприниматели называют повальную мобилизацию (67%) и эмиграцию (54%). Половина опрошенных руководителей  предприятий малого и среднего бизнеса отметили резкое уменьшение числа сотрудников на их предприятиях. Более того, недостаток работников достиг уровня, который начал критически угрожать целостности производственных процессов. Первый вице-премьер Юлия Свириденко тоже признала, что украинская экономика столкнулась с критически важным вызовом - нехваткой рабочей силы. Из-за этого стремительно падают производственные мощности, останавливаются запуск новых проектов и программ.

По данным Конфедерации работодателей Украины, за эти два года  количество официально зарегистрированных работников в строительном секторе сократилось на 25,4%, до почти 300 000 человек. «Если будут продолжать мобилизацию, нам не хватит персонала для работы. Речь идет о существовании компании», - рассказал изданию Financial Times гендиректор крупнейшего на Украине металлургического комбината «АрселорМиттал Кривой Рог» Мауро Лонгобардо. О возможности остановки заводов из-за нехватки персонала заявляют и в промышленной компании «Интерпайп». «Заменить мобилизованных в текущих условиях очень непросто, особенно в Никополе, где из города физически выехало две трети населения, а мужчины на фронте. Нехватка персонала у нас составляет более трети», - отметил директор компании по персоналу Виталий Пахомов. «Наши предприятия имеют статус стратегических, то есть могут бронировать людей. Но пока оформляется бронь, работникам вручают повестки. И отсрочки дожидаются далеко не все», - отмечает глава концерна "Ярослав" Александр Барсук.

 «Люди в панике. Они боятся идти на работу, боятся выйти на улицу, так как будут арестованы ТЦК (аналог военкомата). В этом контексте нам, как прозрачной европейской компании, крайне трудно привлечь кого-либо к работе, тем более что компании обязаны декларировать всех своих сотрудников властям. Как следствие, многие люди отказываются работать у нас, потому что считают, что лучше пойти работать в маленькую гаражную мастерскую, где они не платят налоги и не будут отчитываться перед военной властью. Поэтому экономику толкают в серую или чёрную зону, что плохо для Украины», — сообщил руководитель украинского филиала шведского производителя грузовиков Scania Хакан Жиде.

Дело в том, что предприятия, работающие в официальном легальном поле, после получения запроса от ТЦК обязаны раздать повестки сотрудникам под подпись и организовать их доставку в ТЦК. А затем в течение трех дней отчитаться в ТЦК, кто повестки взял, кто отказался, а кто уволился. Иначе руководству предприятий грозит крупный штраф. Руководителей предприятий штрафуют на сумму 34-59,5 тысячи гривен (в пересчете на рубли - до 120 тысяч).

И чем квалифицированнее рабочие места, тем труднее компаниям найти замену. Недавно об остановке работы заявил Киевский картонно-бумажный комбинат. Кризис разразился из-за тотальной мобилизации работников-мужчин, которых некем заменить. «Крупный бизнес, в частности Киевский картонно-бумажный комбинат австрийского холдинга Pulp Mill Holding, уже моделирует последствия кадрового дефицита. Нет возможности обеспечивать необходимые производственные процессы предприятия из-за нехватки персонала. Сейчас в рядах ВСУ каждый 10-й сотрудник комбината. На участках, где раньше работали преимущественно мужчины, можно увидеть женщин, ведь ККПК начал программы по профессиональному обучению, благодаря которым можно освоить новую профессию за счет предприятия — например, водителя погрузчика. Однако есть специальности, например машиниста бумагоделательной или картоноделательной машины, которым надо учиться около пяти лет, и женщины тут мужчин не заменят», - рассказали на предприятии. Производство бумаги связано с повышенным уровнем шума, температуры, влажности и вибрации, поэтому люди, работающие в цехах, должны быть физически выносливыми. Кроме того, на предприятии есть профессии, где могут работать исключительно мужчины по требованиям охраны труда. Поэтому вариант замены их женщинами невозможен. По прогнозам компании, потребители также могут остаться без санитарно-гигиенической продукции, а крупные производители украинских товаров - без картонной тары.

Нехватка водителей коммунального транспорта в украинских областях превысила 40%, и ситуация продолжает ухудшаться. Киевский метрополитен объявил об увеличенном интервале движения поездов метро из-за отсутствия в необходимом количестве машинистов и электромехаников. Во многих городах движение автобусов и трамваев сокращено по той же причине. По словам главы Ассоциации международных экспедиторов и владельца транспортной компании Виктора Берестенко, сейчас простаивает до 40% автопарка, потому что водители отказываются выходить в рейс. Заместитель министра инфраструктуры Украины Сергей Деркач уже анонсировал запуск программы обучения женщин управлению крупногабаритным транспортом в ответ на дефицит водителей, вызванный мобилизацией мужчин.

О том, что на Украине из-за дефицита рабочей силы женщины занимают должности мужчин, сообщило и французское издание Le Monde. Замещение происходит на металлургических заводах, в супермаркетах, в сельском хозяйстве, транспортной и других сферах. Женщины вынужденно становятся грузчиками и охранниками в супермаркетах, водителями тяжелой грузовой или спецтехники - самосвалов и фур. Украинская служба такси Uber уже зазывает прекрасный пол: в связи с мобилизацией большого количества шофёров компания начала массовую рассылку предложений о работе украинским женщинам. «Если у вас есть водительское удостоверение, вы можете начать у нас работать», - говорится в объявлении. Также массово набирают женщин на водителей маршруток. Кроме этого, предприниматели зовут на работу пенсионеров и совсем молодых парней, не достигших призывного возраста. Но и это не спасает.

Дефицит врачей всех специальностей – еще одна масштабная проблема. Молодые девушки начали массово отказываться от учебы в медицинских ВУЗах или брать академические отпуска перед последним курсом, чтобы не попасть на фронт и не быть мобилизованными. После ужесточения закона о мобилизации украинским женщинам, которые являются медиками или фармацевтами, необходимо являться в ТЦК. В результате женщины-медики или бегут из страны, или гибнут на фронте. Из-за этого дефицит кадров в медицине нарастает, а население остается без полноценной медицинской помощи.

Не приходится Украине рассчитывать и на то, чтобы оставаться «житницей Европы». Депутат Верховной рады, член комитета по аграрной и земельной политике Дмитрий Соломчук заявил, что на Украине наблюдается катастрофическая нехватка работников сельского хозяйства: «В селе людей не хватает катастрофически. Дефицит работников эксклюзивных специальностей доходит до 50—60%. На сегодняшний день найти работников на переработку, на производство, технологов, операторов оборудования практически нереально. Нет людей». Власти Украины, чтобы обеспечить работу отрасли, пообещали забронировать от мобилизации часть работников сельского хозяйства по таким профессиям, как трактористы, агрономы, ветеринарные врачи, но большую их часть все-таки забрали в ВСУ. По некоторым категориям специалистов в аграрном секторе осталось только 20% от необходимой численности. Во Всеукраинском аграрном совете заявили, что по состоянию на июнь особо ощущается нехватка комбайнеров и водителей грузовиков – их отправили служить на бронетехнике ВСУ. «Парадоксальная ситуация: с одной стороны, аграрный сектор наполняет госбюджет, деньги которого выделяются на оборону. С другой - нехватка квалифицированных специалистов-аграриев бумерангом бьет по продовольственной безопасности Украины», - отметили во Всеукраинском аграрном совете.

Коснулась нехватка специалистов и силовых ведомств. Более двух тысяч украинских полицейских три месяца бежали за границу от мобилизации. В украинских судах наблюдается хроническая нехватка кадров. На конец июня в местных судах не хватало 29% судей в судах первой инстанции и 52% — второй. В апелляционных общих судах вакантными являются 62% должностей. На днях приняли присягу 248 новых судей, но это всего 5% от судейского корпуса страны. Украинские адвокаты жалуются в свою национальную ассоциацию, что сотрудники военкоматов препятствуют их профессиональной деятельности и оказывают на них давление. В жалобе приводятся примеры, как адвокатов, которые прибывают по вызову своих клиентов в военкомат, не выпускают из здания, пока они сами не согласятся получить повестку.

Только за первое полугодие текущего года на Украине закрылись почти 92 тысячи частных предпринимателей, что на 54% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такую статистику приводит украинский Госстат. Лидером по количеству закрытых физических лиц-предпринимателей  является Киев - более 12 тысяч. В Харькове - 5,3 тысячи, в Одессе - 3,8 тысячи, в Днепропетровске - 3,3 тысячи и 2,8 тысячи - во Львове. Из-за тотального кадрового дефицита шансов сохранить бизнес и производство у украинских предпринимателей с каждым днем становится все меньше. На этом фоне особо примечателен факт, что режим Зеленского с помощью своего кабмина забронировал от мобилизации всех сотрудников 133 общественных организаций, фондов и центров, получающих иностранные гранты, признав их «критически важными». Такие «приоритеты» хорошо объясняют все происходящее на Украине.

 

 

 

 

 

 

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.